РАЗДЕЛ 1.
Где и как подростку найти работу
РАЗДЕЛ 2.
Права и обязанности молодежи при трудоустройстве
РАЗДЕЛ 3.
Индивидуальное предпринимательство или работа на себя
РАЗДЕЛ 4.
Заплатите, пожалуйста, налоги
РАЗДЕЛ 5.
Несколько слов о работе наших соотечественников за рубежом
РАЗДЕЛ 6.
Приложение по проведению практических тренингов и ролевых игр по преподаванию прав человека в части трудового законодательства
 
Литература
 

Контактные данные разработчиков

 

РАЗДЕЛ 6.ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ И РОЛЕВЫХ ИГР ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Тема 1: Семья и труд подростка

Тема 2: Что такое договор?

Тема 3. Если ваши права нарушены

Тема 4. Налоговое право

 

В ЧАСТИ ТРУДОВОГО ЗАКООДАТЕЛЬСТВА.

Авторы и разработчики:

Студенты IV курса очного отделения юридического факультета Московского Городского Педагогического Университета, члены Молодежного Союза Юристов:

Абдулхакова Елена Михайловна (тема 4)

Забелина Маргарита Игоревна (темы 1, 2)

Мошенская Наталия Викторовна (темы 1, 3)

Пономарева Елизавета Владимировна (тема 4)

Шишенина Ирина Владимировна (тема 2)

Авторы – разработчики тренингов готовы ответить на вопросы преподавателей и, при необходимости, организовать проведение ролевых игр для подростков.

Контактный телефон в Москве (095) 928-69-67

Электронная почта INFO-AGS@mtu-net.ru

Тема 1: Семья и труд подростка

(регулирование трудовой деятельности совершеннолетнего в семейных правоотношениях).

Основные понятия темы: норма права, право, нормативно-правовой акт, правоспособность, дееспособность, трудоспособность, эмансипация, права детей, обязанности родителей, брачный возраст, особенности прав несовершеннолетних в трудовых отношениях.

1. Прежде чем приступить к изучению темы, школьникам можно задать нижеприведенные вопросы, с целью выявления их общей подготовки, знаний. Можно на доске изобразить две колонки, в одной из которых записывались бы ответы, данные школьниками, в другой – определение учителя. Подобную форму можно использовать и в дальнейшем, прежде чем дать определение очередного понятия.

Что такое, по-вашему, право и в каком виде вы его встречали в своей жизни?

Из чего состоит право?

Что есть правило?

2. Норма права – правило поведение, закрепленное в законе.

Каковы признаки нормы права?

-обязательное для всех правило поведения, Почему?

-регулирует общественные отношения, Какие?

-устанавливается либо признается государством, и охраняется им.

Норма права – обязательное для всех правило поведения, регулирующее отношения в обществе, установленное или признанное государством. Данное правило поведения обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Кроме того, государство записывает самые важные правила и издает их в виде законов.

3. НПА – документ, издаваемый государством, в котором фиксируется норма права.

Есть ли иерархия нпа?

Для чего она существует?

Иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации:

1)Конституция Российской Федерации (Основной закон)

2)Федеральные конституционные законы

3)Федеральные законы

4)Указы Президента

5)Постановления Правительства

6)Распоряжения, приказы, инструкции министерств и ведомств.

Пример коллизии норм, вопрос о разрешении.

Вы заходите в магазин, покупаете там диск с компьютерной игрой. Придя домой, вы обнаруживаете, что диск находится в нерабочем состоянии. Вы возвращаетесь в магазин и просите его обменять. Но при этом, продавец вам сообщает, что проданный товар обмену не подлежит. Вы обращаетесь к администрации магазина, которая подтверждает слова продавца, ссылаясь на инструкцию. Вы идете в библиотеку и находите гражданский кодекс РФ, который является Федеральным законом, а также Федеральный Закон РФ “О защите прав потребителей”, которые предоставляют вам такое право. Норма какого нпа будет действовать в данном случае?

4. А теперь перейдем непосредственно к теме семьи и труда подростка.

Какие отношения регулирует семейное право? (ст.2 Семейного кодекса)

Что есть семья?

Пользуясь уже известной нам иерархии нпа, ответьте, В каком нпа мы можем найти нормы, регулирующие отношения в семье и труд подростка?

КРФ: ст.38:

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Что значит “трудоспособность”? (способность к трудовой деятельности, зависящая от состояния здоровья человека).

Прежде всего ответьте на вопрос: Кто такой ребенок?

Равен ли он в правах со своими родителями?

Равен ли он в возможностях их осуществления с родителями?

Почему нет?

Что такое –право и -дееспособность? (способность гражданина иметь права и обязанности, приобретается с рождения, прекращается смертью. Привести пример; способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять свои права и исполнять свои обязанности Привести пример).

ГК Ст.21: Дееспособность гражданина.

  1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. (Гражданская дееспособность) возникает в полном объеме по достижении 18 возраста.
  2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Ст.26: Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

  1. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2, с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя.
  2. Несовершеннолетние, в возрасте от 14 от 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

    1. распоряжаться своими заработками, стипендией и иными доходами;
    2. совершать мелкие бытовые сделки и др.

Ст.27: Эмансипация.

    1. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Основные принципы осуществления предпринимательской деятельности эмансипированным:

-осуществление от своего лица

-на свой страх и риск

-направлена на получение дохода.

Задача.

Представьте себе, что Вася Петров заработанные честным путем деньги, тратит на наркотики. Могут ли родители его каким-либо образом остановить и если да, то как?

Какие права ребенок имеет в семье?

Какие обязанности имеют родители по отношению к ребенку?

СК: Ст.54:

  1. ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
  2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Что это могут быть за случаи?

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст.60 Имущественные права ребенка:

1.Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Какое имущество может иметь ребенок?

3.Ребенок имеет право собственности на доходы, полученным им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Имеют ли родители право собственности на имущество ребенка? А ребенок на имущество родителей?

4.Ребенок не имеет право собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Задача.

Маша получает пособие от государства. Принадлежат ли эти деньги ей? Кто по-вашему может ими распоряжаться?

Ст. 57:

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

С какого возраста необходимо учитывать мнение ребенка?

Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Что значит “учитывать” мнение ребенка? В каких случаях оно должно быть обязательно учтено?

Задача.

Как вы думаете, имеете ли вы право собственности на все то, что находится в квартире?

Ст.63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

  1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
  2. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

  3. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Ст. 65. Осуществление родительских прав.

Могут ли родители применять к детям меры принуждения?

Какие? Если да, то существуют ли границы применения подобных мер пресечения? Какие?

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

 

Ст.56:

  1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
  2. Кем осуществляется защита прав и законных интересов ребенка?

    Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их заменяющими) Кто данные лица? ,, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органами опеки и попечительства, Прокурором и судом.

    Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

  3. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих). Что может сделать в данном случае ребенок?

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок в праве самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению возраста 14 лет в суд.

С какого возраста вы можете вступать в брак?

Ст.13 Брачный возраст:

  1. брачный возраст устанавливается в 18 лет.
  2. Может ли он быть снижен?

  3. При наличии уважительных причин вступление в брак может быть разрешено лицам, достигшим 16 лет.

Что это за уважительные причины?

Например:

-беременность

-рождение ребенка

-фактическое сожительство

-призыв супруга в армию

-тяжелая болезнь одного из супругов.

  1. Конституция РФ, ст.37:

1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2.Принудительный труд запрещен.

  1. Каждый имеет право на труд в таких условиях. Которые отвечают требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Каков этот размер?

А также право на защиту от безработицы.

5. Каждый имеет право на отдых.

КзоТ ст.16: Гарантии при приеме на работу.

Запрещается необоснованный отказ при приеме на работу.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии и т.д. не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.

Ст. 173: Возраст, с которого допускается прием на работу.

Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет.

Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя.

Ст. 174: Права несовершеннолетних в трудовых отношениях.

Несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условиях труда пользуются льготами.

Ст.175: Работы, на которые запрещается применение труда ли моложе 18 лет.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию ( в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Запрещаются переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Статья 177 запрещает привлекать работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, в выходные дни.

Утренняя смена не может начинаться ранее 6 часов, а вечерняя заканчиваться позднее 22 часов.

Задача.

14-летнего школьника 9 класса Птицына Василия приняли на работу грузчика на ликеро-водочном заводе. Родителям Василий об это мне сказал, так как хотел заработать денег для подарка им на Новый год. Поскольку мальчик учился в школе, работать он стал посменно.

Есть ли здесь нарушение трудового законодательства? Если да, то кем и в чем? Какие меры должны быть предприняты для восстановления нарушенных прав подростка?

[вернуться в начало раздела]

Тема 2: Что такое договор?

Цели Практического семинара: после изучения темы учащиеся должны:

  • знать, что такое договор и какие виды договоров существуют;
  • знать принцип свободы договора: государство устанавливает основные требования к заключению договоров (соблюдение формы договоров и порядка их заключения), а стороны самостоятельно определяют содержание договора;
  • быть знакомы с порядком заключения договора, уметь заключать элементарные гражданско-правовые договоры (договор купли-продажи, договор подряда);
  • знать определения таких понятий, как оферта, акцепт, договор, трудовой договор.
  • иметь общее представление о трудовых правоотношениях, регулируемых нормами трудового права;
  • иметь представление о трудовом договоре (контракте) и атрибутах его составления;
  • знать порядок оформления на работу;
  • знать основные льготы, предоставленные законом несовершеннолетним в области рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда;
  • быть готовым применить полученные знания на практике;
  • понимать личностную необходимость правовых знаний по вопросам регулирования труда несовершеннолетних;

Основные понятия: договор, оферта, акцепт, виды договоров, трудовой договор (контракт), порядок приема на работу, льготы для несовершеннолетних работников, рабочее время несовершеннолетнего, время отдыха несовершеннолетнего.

 

Методические рекомендации.

Первая часть семинара предполагает ознакомление учащихся с понятием договора и системой гражданско-правовых договоров.

Урок начинается со вступительного слова преподавателя, и применяются активные методы обучения. Ребятам предлагается подумать, откуда могли появиться такие поговорки, как “Договор дороже денег”, “Договорился – выполняй, а не договорился – гуляй”.

С древнейших времен люди договаривались о чем-либо и таким образом, большое внимание уделялось договору. В настоящее время многие из нас тоже договариваются о чем угодно, например, пойти в театр, в гости, помочь сделать домашнее задание и т.д.

Но не все договоры носят правовой характер. Учащимся предлагается привести примеры таких договоренностей. Таким образом, ученики понимают, что договор основан на свободном волеизъявлении сторон. Принуждать кого-либо к заключению договора нельзя.

Далее учащимся раздаются тексты правового документа (статья 421 ГК РФ “Свобода договора”) и дается задание, попробовать самостоятельно сформулировать два основных принципа заключения договора, которые можно вывести из текста данной статьи (свобода договора и принцип добровольности договора). При этом идет комментарий преподавателя, что по соглашению сторон договор может быть расторгнут или изменен, но обязательно при взаимном на то согласии.

Далее приводится ситуации:

  • Вася договорился сам с собой, что будет съедать не больше 2-х порций мороженного за 1 раз.
  • Маша купила упаковку жевательной резинки.
  • Петя и Сережа договорились вечером пойти в кино.
  • Иван Иванович заключил договор с Иваном Никифоровичем об обмене квартир.
  • Дедушка с бабушкой подарили Маше рояль.
  • Коля подарил Ире все звезды на небе.

И учащимся задается вопрос: носит ли такой договор юридический характер и почему. В ходе обсуждения учащиеся выстраивают модель договора. Она может быть представлена в таком виде:

Правовой договор – это

  1. Соглашение двух и более лиц;
  2. Обязателен для исполнения участниками соглашения;
  3. Заключается в определенной форме (устной, письменной);
  4. При определенных обстоятельствах может быть недействительным.

Преподаватель предлагает учащимся разделиться на две группы и составить на основе представленных статей ГК РФ (статья 454 ч. 1) составить устно договор купли-продажи (одна группа) и договор подряда (статья 702 ч. 1) (другая группа). А третья группа (1 человек) – это эксперт, который должен определить насколько правильно составлены договоры и какие в них недостатки.

В заключении этой части урока учащиеся делают вывод о том, что договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, что это понятие межотраслевое и договор может носить смешанный характер, т.е. договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Вторая часть семинара посвящена одному из видов договора - трудовому и особенностям правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.

Эта часть семинара начинается с общего знакомства учащихся с Кодексом законов о труде РФ, в котором можно найти ответы на вопросы, касающиеся трудовых отношений. В разговоре подчеркивается, что КЗоТ РФ регулирует и защищает трудовые права человека вне зависимости от того в какой организации он работает (государственное или частное учреждение).

Раскрывая основное понятия урока – трудовой договор, идет непосредственное обращение к статье 15 КЗоТ РФ, где дается понятие трудового договора (учащиеся имеют при этом текст этой статьи “на руках”).

Далее преподаватель рассказывает о видах трудовых договоров (контрактах). Они заключаются на:

  1. Неопределенный срок
  2. Определенный срок, но не более 5 лет
  3. Время выполнения определенной работы.

Также предлагается учащимся изучить и порядок приема на работу. Какие документы может требовать работодатель от лица, покупающего на работу? Ученики предлагают варианты ответов, которые заносятся на доску. После обсуждений преподаватель вместе с учениками находит ошибки и их обсуждает. Список этих документов невелик:

  1. Заключение трудового договора;
  2. Трудовая книжка (а если работник поступает на работу впервые – справку жилищно-эксплуатационной организации о последнем занятии);
  3. Паспорт;
  4. Для выполнения отдельных видов работ требуется определенная специальность и квалификация. В этом случае работник обязан предъявить документы, подтверждающие наличие соответствующей специальности или квалификации;
  5. В некоторых случаях законодательство предусматривает обязательное медицинское освидетельствование работника (для лиц моложе 21 года и др.);

Следующая смысловая часть урока посвящена вопросу о льготах, предоставленных несовершеннолетним работникам. Преподаватель на доске пишет основные льготы несовершеннолетних и устно раскрывает каждое понятие.

  1. Рабочее время.
  2. Время отдыха.
  3. Оплата труда.
  4. Предоставление рабочих мест.

В заключении семинара учащимся предлагается составить два договора – договор подряда (гражданско-правовой договор) и трудовой договор по заранее подготовленным образцам. Класс делится на две группы соответственно. И задается вопрос, какая разница между этими двумя договорами?

Та группа, которая составляет договор подряда, должна выявить только положительные стороны этого договора и ответить на вопрос, в каких случаях целесообразней заключать именно гражданско-правовой договор. Другая - получает такое задание касательно только трудового договора.

После окончания самостоятельной работы учащихся преподаватель вместе с учениками разбирает достоинства и недостатки этих договоров и в заключении учащиеся должны самостоятельно сделать вывод, какой договор лучше заключат несовершеннолетним работниками.

[вернуться в начало раздела]

Тема 3: Если ваши права нарушены

(государственные органы, должностные лица на защите ваших прав)

Основные понятия темы: правонарушение, юридическая ответственность, ее виды (административная, гражданская, дисциплинарная, уголовная, также ответственность учащихся в школе), правоохранительные органы, их виды (суд, прокуратура, органы внутренних дел, нотариат).

Правонарушение – противоправное, виновное деяние, совершенное правонарушителем, достигшем возраста юридической ответственности.

Что такое юридическая ответственность? В каких случаях возникает? В чем заключается? Кем осуществляется? Каковы цели ответственности?

Юридическая ответственность – правовое средство сдерживания правонарушений и наказания правонарушителей.

Цели ответственности:

-наказание

-перевоспитание

-предупреждение

Какова на ваш взгляд должна быть последовательность (иерархия) целей ответственности?

Административная ответственность – мера государственного воздействия, которую применяют специально уполномоченные органы и должностные лица в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений, перечень которых указан в кодексе об административных правонарушениях (нарушение правил дорожного движения, общественного порядка, мелкое хулиганство и др.)

Признаки административной ответственности:

-служит средством охраны правопорядка;

-заключается в применении административных санкций;

-осуществляется государством;

-предполагает для правонарушителя последствия морального и материального характера.

Виды административных взысканий:

1)предупреждение;

2)штраф;

3)возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного взыскания;

4)конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5)лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты)

6)исправительные работы;

7)административный арест;

8)административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет. Однако по общему правилу, к лицам, в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры, предусмотренные “Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних”.

“Положением….” предусмотрены следующие меры воздействия:

1)обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;

2)вынести предупреждение;

3)объявить выговор или строгий выговор;

4)возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб;

5)наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок штраф;

6)передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации;

7)передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации или по ходатайствам;

8)направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение;

9)поместить несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Гражданская ответственность – это мера воздействия, которая предусмотрена Гражданским кодексом РФ за причинение имущественного вреда гражданам или организациям, с которыми правонарушитель не находится в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность заключается в обязанности правонарушителя (должника) возместить имущественный вред, причиненный другому лицу (кредитору).

Дисциплинарная ответственность – наступает за нарушение дисциплины (трудовой, воинской), служебных обязанностей и заключается в наложении дисциплинарного взыскания (выговор, лишение премии, понижение в должности и др.) администрацией того предприятия или учреждения, где трудится или служит гражданин.

Виды взысканий за нарушение трудовой дисциплины:

1)замечание;

2)выговор;

3)строгий выговор;

4)увольнение.

Ответственность учащихся школ.

К какому виду ответственности относится?

Учащиеся обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения; добросовестно учиться; бережно относится к имуществу учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения; выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, по решению органа управления общеобразовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения допускается как крайняя мера педагогического воздействия - исключение из общеобразовательного учреждения обучающихся, достигших возраста 14 лет.

Уголовная ответственность – мера государственного воздействия, которую применяет суд в отношении лиц, виновных в совершении уголовный преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и состоит в применении уголовных наказаний.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т.е. не причинившее вреда и не создавшее угроз причинения вреда личности, обществу или государству.

Признаки преступления:

-общественная опасность

-противоправность деяния, т.е. запрещение деяния уголовным законом

-виновность

-наказуемость.

Состав преступления:

Объект - те общественные отношения, против которых направлено данное действие (бездействие)

Субъект – лицо, совершившее общественно опасное деяние. Лицо должно быть признано вменяемым и достигнуть возраста уголовной ответственности. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Исключения:

Уголовная ответственность наступает с 14 лет за следующие виды преступлений:

-убийство

-умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

-умышленное причинение средней тяжести здоровью

-похищение человека

изнасилование и ряд других (ст.20 УК РФ).

Объективная сторона – совершение виновным конкретных действий (бездействия), представляющих общественную опасность и предусмотренных УК РФ.

Субъективная сторона – наличие вины, которая может выражаться в виде умысла и неосторожности.

Задача:

12-летний мальчик проник в дом гражданки Петровой и похитил у нее 1 тысячу рублей. Может ли он быть привлечен к уголовной ответственности?

По объекту посягательств, преступления подразделяются на следующие группы:

-против личности

Понятия преступлений против несовершеннолетних, введенные впервые в уголовное законодательство:

1)вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий;

2)торговля несовершеннолетними

3)неисполнение обязанностей по их воспитанию.

-в сфере экономики

-против общественной безопасности

-против государственной власти

-против военной службы

-против мира и безопасности человечества.

Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность:

1)необходимая оборона (ст.37 УК)

Задача.

Ночью, Ванин и Леонов подошли к стоявшей у жилого дома легковой автомашине и стали откручивать у нее колеса. На шум выбежал хозяин машины с ружьем. Он выстрелил в сторону ребят, приказав им поднять руки вверх. Ребята повиновались и при этом умоляли не стрелять. Однако хозяин машины выстрелил в сторону Ванина и Леонова еще два раза, в результате чего ранил Леонова, причинив тяжкий вред его здоровью.

Вопрос. Была ли здесь необходимая оборона?

2)причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38)

3)крайняя необходимость (ст39)

4)физическое и психическое принуждение (ст.40)

5)обоснованный риск (ст.41)

6)исполнение приказа или распоряжения (ст.42)

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний:

-штраф

-лишение права заниматься определенной деятельностью

-обязательные работы

-исправительные работы

-арест

лишение свободы на определенный срок.

Задача: Случай в тайге.

Фрагмент первый.

Это случилось несколько десятков лет тому назад. Участник геолого-разведовательной экспедиции Петров, находясь в экспедиции в одном из городков Сибири, пошел утром умыться на речку. Внезапно он услышал треск кустов. Что это, медведь? Наверное медведь, их в последнее время развелось здесь много. Петров побежал за своим товарищем Широковым. Они схватили охотничьи ружья, которые были у них совершенно одинаковые, купленные в одно и то же время в одном и том же магазине, и побежали к кустам. Товарищи одновременно произвели два выстрела. Финал истории оказался трагичным. В кустах оказался не медведь, а начальник соседней геологической экспедиции Сидоркин, возившийся с огромной рыбой. В результате ранения, Сидоркин скончался на месте.

Вопросы:

Имеет ли место, на ваш взгляд, юридический факт? Если да, то какой? Между кем возникли уголовно-правовые отношения? Является ли данное деяние преступлением? Если да, то какие признаки преступления вы здесь видите? К какой группе относится данное преступление? Есть ли состав преступления? Каков будет ваш вердикт – есть ли основания для уголовной ответственности?

Фрагмент второй.

На лицо преступление – причинение смерти по неосторожности. В ходе судебного разбирательства было установлено, что смерть Сидоркина наступила от одной пули. Другая пуля, ударившись в патрон для ракетницы, лежавшей в кармане покойного, отлетела в сторону. Чья пуля нанесла смертельную рану, Петрова или Широкова, установить не удалось. В результате суд приговорил к наказанию в виде лишения свободы обоих.

Вопросы:

Согласны ли вы с приговором суда? Кто “за” приговор, кто “против”? Если бы вы были Прокурором, какие бы аргументы в пользу вашей позиции вы предложили бы? Если бы вы были адвокатом, какие бы аргументы в пользу вашей позиции вы предложили бы?

Фрагмент третий.

Верховный суд с приговором нижестоящего суда не согласился. Так как смерть наступила только от одной пули, то есть в результате выстрела только одного из обвиняемых. В таком случае получается, что ответственность возложили на заведомо невиновного человека. В результате Верховный Суд освободил обоих.

Вопросы?

Почему? Какой конституционный принцип был применен в данном случае Верховным Судом?

 

Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

К правоохранительным органам относятся:

суд,

Арбитражный суд,

Конституционный суд,

Прокуратура,

Органы внутренних дел,

Контрразведки,

Таможенного контроля,

Налоговой полиции,

Юстиции.

В широком смысле правоохранительные органы включают в себя также ряд негосударственных институтов:

адвокатура,

Юридические фирмы,

Студенческие юридические клиники при институтах и факультетах права,

Центры разрешения конфликтов,

Общественные организации по защите прав человека,

Кризисные центры,

Частные детективы,

Охранные фирмы.

Суд.

Орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных споров в установленном законом порядке.

Арбитражный суд – судебный орган по разрешению экономических споров. Арбитражный суд разрешает экономические споры между ЮРИДИЧЕСКИМИ, а также ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ (преимущественно имеющими статус предпринимателя). В арбитражных судах разрешаются споры, связанные с обжалованием предприятиями и предпринимателями актов государственных органов, которые, по мнению истцов, не соответствуют ЗАКОНУ и нарушают их права. Рассмотрение и разрешение дел, связанных с признанием предприятий банкротами, также возложено на арбитражные суды.

Конституционный суд – по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Право на самостоятельно обращение в суд:

А) по любым делам – с 18 лет или с момента приобретения дееспособности.

Б) при нарушении прав и законных интересов ребенка – с 14 лет

В) при отсутствии согласия родителей на эмансипацию несовершеннолетнего – с 16 лет.

Прокуратура.

Государственный орган, надзирающий за точным соблюдением законов всеми гражданами, организациями и органами власти. Борется с правонарушениями.

Органы внутренних дел (милиция), в том числе Отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Следят за общественным порядком, борются с правонарушениями.

Нотариат. Удостоверяет законность договоров, доверенностей, завещаний, копий документов, дает консультации, оформляет получение наследства.

Адвокатура. Квалифицированная юридическая помощь.

Студенческие юридические клиники при институтах и факультетах права. Студенты оказывают юридическую помощь под руководством преподавателей.

[вернуться в начало раздела]

Тема 4. Налоговое право.

Занятие состоит из двух частей (около одного часа каждая).

Часть первая.

Посвящена: основным понятиям налогового права (бюджет, доходы, налоги, налоговая система, налоги прямые и косвенные, налоговое право, налоговые правоотношения, налоговые органы).

В начале детей спрашивают, какие расходы своей семьи они знают, какие доходы:

Варианты ответов: Заработная плата, Пособия, Пенсия,

Арендная плата.

На что расходуются в основном эти деньги?

Варианты ответов: На еду, Одежда, Корм для собак, Отдых, Машина,

Бензин, Телевизор, радио, Платные курсы, На проездные билетики!

Как называется всё это вместе?

Варианты ответов: Долги, Налоги, Бюджет…

Бюджет! Значит это – бюджет семьи. Бюджет есть не только у семьи, но и у государства. Вы знаете что-нибудь о бюджете государства?

Варианты ответов: Да (неуверено) …

Это центральное звено всей финансовой системы государства. Даже, например, во французском языке слово бюджет и слово государство это не отдельные слова, а одно и то же слово. Получается, что тот, кто держит в руках бюджет государства, тот держит в руках государство. И если нет бюджета, нет и государства. Государство держится на деньгах. Это и есть бюджет или выраженная в денежных суммах роспись доходов, которые поступают в распоряжение органов государственной власти и расходов. На что, по-вашему, государство расходует свои деньги?

Варианты ответов: На войну, на машины, на зарплату врачам, учителям;

на милиционеров, пожарных.

В принципе, правильно. В основном государство тратит свои деньги на какие-то свои внутренние проблемы. Строит дороги, строит здания, платит зарплату учителям, врачам, пожарным, милиции, судьям, покупает оружие, между прочим, для ведения войны. Надо проводить выборы. Кроме этого государство выплачивает пенсии вашим бабушкам, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и обеспечению, пособия ветеранам войны и др.

А если государство должно, кто будет платить за его долги?

Вариант ответа: Тоже государство

Правильно, тоже государство. Выплата процентов по государственному долгу относится к расходной статье бюджета государства. Это все – расходы, куда государство тратит деньги. А вот из чего складываются эти деньги?

Варианты ответов: Налоги. Воровство.

Налоги! Ну, мы сегодня будем говорить о налогах, а не о воровстве. Значит налоги – это в государстве самая основная статья доходов. Больше ему деньги брать не откуда, потому, что сами вы конечно государству деньги свои не отнесете, нет? Основные источники доходов для государства - налоги и государственные займы. Значит налоги – это обязательные платежи, которые государство устанавливает для всех–всех-всех, кто действует на его территории, ну и собирает эти деньги себе в бюджет. Налоги являются атрибутом любого государства. Они представляют один из немногих рычагов, с помощью которых государство может регулировать процессы, происходящие в обществе. Налоги – это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленном порядке и размерах. При установлении налога определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок и сроки уплаты. В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов государства. Значит, государство, когда устанавливает налог, определяет, кто платит, сколько платит, за что платит, как часто платит, ну и что с ним будет, если он не платит. Я вам сейчас раздам листки с информацией, Лиза расскажет об истории налогов.

На листах раздаточного материала: понятия бюджета, доходов, налогов, налоговой системы, налогов прямых и косвенных, налогового права, налоговых правоотношений, налоговых органов. (См. справочные материалы к теме 4)

История налогов возникает одновременно с историей государства и если возникло государство, там наверняка уже есть налоги. Налоги в классическую эпоху древности платили не все, обычные люди практически не платили налогов, в основном все ложилось на не свободных людей. Такие налоги, как налог с доходов, то есть подоходный налог, то есть налог с вашего заработка, он возник вообще ближе к 19 веку, и именно в это время, когда налоги охватили всех – и высшие слои общества, и все остальные, тогда возникла и наука о налогах, наука налогового права. Важным деятелем этой науки был английский экономист Давид Рикаро (1722-1823). Все налоги имеют тенденцию уменьшать силу накопления. Следовательно, политика правительства каждого государства должна состоять в том, чтобы, поощряя стремления к накоплению, никогда не вводить такие налоги, которые неминуемо падают на первоначальный капитал. Иначе, будет затронут фонд, предназначенный для роста будущего производства страны.

В конце XVIII века шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), возможно вы это имя слышали, развил эти положения и вывел пять основных принципов. Пять классических аксиом налоговой политики для государства. Во-первых, налоги не должны быть чересчур обременительными. Во-вторых, налогоплательщик должен понимать, что это за налоги и зачем они, куда они деваются. Он должен знать, в-третьих, какую сумму он должен платить и в какой срок и почему. В-четвертых, они должны быть справедливыми, то есть при одинаковых обстоятельствах налогоплательщики должны платить одинаковые налоги. И в-пятых, государство должно уметь собирать эти налоги так, чтоб не тратить на это слишком много собственных денег. Чтоб не тратить на сборщиков налогов больше денег, чем они в итоге собирают. Эти принципы, они действуют и поныне.

Теперь несколько вопросов. Кто вообще должен платить налоги?

Варианты ответов: Родители.

А вы сами платите налоги?

Варианты ответов: Нет. Да.

Хорошо, кто-нибудь в магазин ходит что-нибудь покупает? Все ходят. Вы чеки видели когда-нибудь?

Вариант ответа: Да

А что в чеках пишут? Цена, сколько сдачи, спасибо за покупку, где купили? Вы никогда не видели там такую фразу: в том числе налог НДС, в том числе НсП? Видели? Значит Вы их платите?

Это тоже налоги.

А иностранцы у нас платят налоги?

Вариант ответа: Да.

Хорошо, а школа платит налоги? Ваша школа.

Вариант ответа: Нет

Целиком, не директор лично, а школа?

Вариант ответа: За школу платят.

Нет, понятно, что ее содержат. Ну, школа сама что-нибудь платит куда-нибудь? Не платит? Хорошо, а у кого-нибудь родители в фирме работают?

Вариант ответа: Да.

А фирма эта платит налоги?

Вариант ответа: Да

В принципе, все, кого мы сейчас перечисляли, это все те, кто платит налоги или, по-другому, они называются налогоплательщики. Налогоплательщиками соответственно признаются физические лица, все, ну вот граждане, все кто ходит, люди, которые что-то зарабатывают, получают гонорар или заработную плату. Это индивидуальные предприниматели, которые получают свою прибыль. Наследники, те кто получает что-то в наследство тоже платят налоги. И те кто получает крупные подарки в результате платят налоги на дарение. То есть все физические лица так или иначе платят налоги. Юридические лица, то есть организации, фирма, школа, они тоже платят налоги. Круг налогоплательщиков очень велик. Соответственно, и иностранцы, и граждане тоже платят налоги, и даже те немногие лица без гражданства все-таки некоторые налоги платят. Есть такие, у которых родины нет. Но в тоже время обязанность по уплате налогов возникает с 14 лет. Это связано с тем, что и работать до этого возраста нельзя, и индивидуальным предпринимателем не станешь, и с наследованием и с получением подарков тоже большие трудности, а также и с покупкой крупных предметов в магазине. Это не выдумка автора налогового кодекса. О некоторых налогах мы говорили. Какие налоги вы можете перечислить сами?

Вариант ответа: НДС. С продаж. Подоходный.

В Москве больше ста налогов. Вы еще какие-нибудь знаете? Кстати, если вы посмотрите на распечатки, которые у Вас в руках, там есть определение налога. В том числе, там сказано, чем может называться налог. Налог не должен обязательно быть назван налог, налог может называться пошлина, таможенная пошлина, это тоже налог, сбор. Еще какие-нибудь налоги? Хорошо, ладно, бутылку водки кто-нибудь видел?

Вариант ответа: Да.

А сигареты видели?

Вариант ответа: Да.

А как Вы думаете, вот что их объединяет?

Вариант ответа: Вред здоровью.

Ну, кроме вреда здоровью?

Вариант ответа: Этикетка. Акцизная марка.

Это налог. Ну и таможенную пошлину запишем еще. Вот эти налоги, которые мы перечислили и оставшиеся сто примерно, потому что, сколько у нас точно налогов, на самом деле не знает никто. Все они вместе составляют налоговую систему. Их можно разделить у нас в стране на три группы. Те, которые устанавливаются государством для всех во всей стране, называются федеральные. Сюда относятся НДС, НсП, подоходный налог и акцизы. Кроме того есть региональные налоги, которые действуют, на уровне регионов, например, московские налоги. В Санкт-Петербурге – там нет таких налогов. Сюда можно отнести, например, налог на недвижимость. В Москве есть, а где-то возможно нет. Из-за этого цены на недвижимость могут оказаться совершенно разные. И есть местные налоги, которые устанавливаются, районами, префектурами. Сюда относится налог на имущество физических лиц, налоги на наследование и дарение. Все федеральные налоги, которые мы платим, они поступают сразу же все в бюджет государства и там так и остаются. Все региональные – в бюджет региона. Все местные – в какой-то местный бюджет. Можете, в принципе с соседями по дому договориться и установить какой-нибудь подъездный налог, там, на вызывание лифта. У вас будет подъездный бюджет. Государство мало того, что большое, оно еще и доброе. Федеральный бюджет может поделиться с более мелкими бюджетами тем, что он получает от налогов. Например, если вам не будет хватать денег на использование лифтов, вы можете обратиться к государству, и Вам что-нибудь выделят, если у вас хорошая задумка. Сейчас, например, существует программа, чтобы в каждом подъезде была консьержка. Половину зарплаты ей платят из бюджета, а половину зарплаты – скидываются жители подъезда и доплачивают. Это в принципе тоже форма налога, это – сбор на охрану подъезда.

Реплика: Сбор на охрану школы.

Это тоже местный сбор. Или если, например, отменят хождение в сменной обуви, а вы будете платить деньги на уборщицу.

Теперь о конкретных налогах, которые у нас уже точно существуют. Первый – это НДС. Я попробую простыми словами объяснить, что такое НДС, мне потребовалось очень много времени чтобы самой это понять. НДС это изъятие в бюджет государства части добавленной стоимости формируемой на всей стадии производства. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализации и стоимостью затрат. Первый вывод их этого определения, что НДС платим, не мы, когда оплачиваем продукцию и получаем чеки, а платят юридические лица, то есть организации, которые производят вот эти продукты. Вот, чтоб возместить эти затраты, у продукта появляется добавленная стоимость, которую мы и оплачиваем. Предприятие производит продукцию, продает её - получает деньги. Из полученных денег вычитаются затраченные расходы, остается прибыль. С этой прибыли государство тоже хочет получить прибыль. Так же нельзя, предприятие получает прибыль, а государство не получает. Юридические лица – предприятия, компенсируют себе эти затраты через потребителя, то есть через нас. Так и получается, что товары стоят на самом деле в магазине больше, чем если бы Вы их покупали прямо на заводе. Он есть во всех странах, федеральные, монументальный.

Все налоги делятся на две группы – прямые и косвенные. Косвенные это те налоги, которые увеличивают цену товара. Вот например цена увеличивается - это косвенный налог, мы как бы не замечаем, что мы его платим. А прямые налоги платят с имущества. Они касаются ваших доходов и вашего имущества и вы сразу замечаете, что вы их платите. Вот подоходный налог. Подоходный налог взимается с разных видов доходов: с заработной платы, с гонораров, полученных за разные виды творчества и научной деятельности, он может взиматься как до получения дохода, так и после. Как его взимают? Его взимают с помощью налоговой декларации. Если вы не получаете ни арендной платы, ни дивидендов в банке, ни каких-либо других видов доходов, работаете только на одной работе и бухгалтерия вашего предприятия сама удерживает те самые 13 % с вашей зарплаты, то вы можете спать спокойно. Но, если вы получаете разнообразные доходы вы должны, заполнить налоговую декларацию, чтобы платить налог. Налоговая декларация подаётся не позднее 30 апреля каждого года. Как видите, это живой пример прямого налога.

Налоговая декларация - это такая пачка бумаги листов наверное десять или пятнадцать. На ней таким нежно-розовым цветом нанесены клеточки, куда надо вписывать доходы, потом клеточку. А складывать с клеточкой Б, вычитать клеточку Ц и в результате вы получите тот налог, который вы должны уплатить. Я еще ни разу не встречала ни одного человека, который с первого раза мог бы сам заполнить налоговую декларацию без посторонней помощи правильно. И без единой ошибки. Не знаю почему она так составлена, наверное для того, чтобы вы бегали к инспектору и спрашивали, правильно у меня или нет. Как правило подоходный налог составляет 13% от доходов облагаемых налогом. Но в некоторых случаях он может составлять 35% (например, при крупных выигрышах в лотереях, розыгрышах, имеющих рекламный характер) или30 %. При этом, если гражданин получил доход за счёт того, что он работает в какой-либо организации, то платить за него налог должна сама организация (она называется тогда налоговым агентом). Налог удерживается организацией из заработной платы её работника. Некоторые виды доходов не облагаются этим налогом, например: спортивные денежные призы, пенсии, пособия, алименты.

Следующий налог – налог на имущество физических лиц. Он является местным и прямым, потому что если у вас есть имущество – вы его платите, если у вас нет имущества – вы его не платите. Значит, в категорию имущества может попадать любое имущество, которое у вас есть, машина, гараж, дача, дом. Например, домашние животные. Тем, кто его платит, рассылают такие квиточки, налог на имущество на такой-то год. Там уже все просчитано, государство само все считает. Кроме этого есть налог на недвижимость. Он региональный, где-то действует, где-то – нет. В Москве действует. Здесь за недвижимость платить надо. Если вас есть какая-то недвижимость, государство об этом знает, оно само вам все рассчитает. Точно так же присылает квиточек и вы по нему платите. Сейчас налог на недвижимость достаточно маленький, где-то на двухкомнатную квартиру рублей 20 в год. С другой стороны если посчитать количество квартир по городу Москве, получается достаточно много, так что государство делает все правильно.

Есть еще один из косвенных налогов, из-за которых увеличивается цена товара – акциз. Мы о нем вам немножко уже рассказали. Это разновидность косвенных налогов, налог на товары и услуги, который взимается путем прибавления к цене марки. Его уплачивают на самом деле продавцы. А бремя налоговое ложится на покупателей. В разных странах бывают разные подакцизные товары. Это вот в основном табак, алкоголь, чай, все что связано с нефтью, ювелирные изделия, сейчас кинофильмы. Этот налог, он взимается потому, что это очень выгодно. Если вы помните из истории в Российской Империи существовал акциз на водку, потому что она давала колоссальный доход государственному бюджету.

Ещё мы вам расскажем о налогах на наследование и дарение. Они являются местными и тоже прямыми. Если вы получаете подарок или наследство, вы с него платите налог. Чем ценнее подарок – тем больше налог, чем больше наследство – тем больше налог. Чем более вы дальний родственник умершего – тем налог больше. Поэтому в законе оговаривается то, что этот налог можно заплатить в рассрочку.

Сейчас мы вам зададим задачу. И вам минуты 2-3 дадим на то, чтобы подумать. Представьте, вы являетесь собственником своей квартиры. Каждый из вас. У каждого по квартире. Как вы думаете она облагается каким-нибудь налогом или какими-нибудь налогами?

Вариант ответа: Да. На свет, на воду..

Нет, неправильно. Это вы платите за то, что вам по трубам поставляют горячую воду. Грубо говоря, вы покупаете эту воду. На самом деле, это будет сделкой.

Вариант ответа: На недвижимость.

Правильно. А еще каким?

Вариант ответа: На имущество.

Правильно. Хорошо, а они прямые или косвенные?

Вариант ответа: Прямые

Оба?

Вариант ответа: Да. Косвенные, нет прямые.

Хорошо, а они федеральные, местные или региональные? Куда вы платите, федерации или местным властям?

Вариант ответа: Местным. Нет Один региональный, а другой местный.

Правильно.

В принципе это стандартные, нормальные виды налогов. Кроме этого еще существуют и существовали, скажем так, смешные налоги, на самом деле конечно это грустно. Кто-то из вас говорил, что вы платили деньги на уборку туалетов? На самом деле, это старинная традиция, еще в свое время в Римской Империи император Веспасиан ввел налоги на общественные туалеты. Это был тот самый случай, когда впервые было произнесена фраза “Деньги не пахнут”. После этого дела поправились. В российской империи, вы наверняка слышали Петр I в 1699 году ввел налог на бороды. Кто не платил, тому сбривали бороды. Тоже небольшая прибавка к бюджету, но была. В Римской Империи свободные люди практически налогов не платили, зато уж для всяких несвободных чего только не выдумывали. Ну налог например на ярлык для ослов, налог на огурцы, налог на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти. Сбор был на содержание начальника района, налог на мыло, там вообще было много хороших налогов. Что еще было? Вот например в Германии в 17 веке стекловары платили особый налог, производители железа – особый налог, производители извести - особый налог и налог был на дым. В России тоже был такой налог (подымный налог). Российская Федерация до сих пор не исключение. Некоторое время назад в РФ действовал Закон об основах налоговой системы. При определении местных налогов и сборов в нём был использован открытый перечень. Органы местного самоуправления немедленно этим воспользовались. Среди вводимых местных налогов были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкирия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях предприятий (Курская, Липецкая и Орловская области), налог за освещение фасадов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область), налог за въезд иногородних транспортных средств (Новосибирск, Барнаул), налог на проведение торжественных свадебных обрядов (Волгоградская область), налог на захоронение (Курская область), а также налоги на прогон скота, на футбольную команду и др. По большому счету когда-то можно было придумать любой налог, который придет вам в голову, ввести его и собирать с окружающих деньги. Главное чтобы объект налогообложения был ценным, например соль. В государствах, где не было своей соли, существовали высокие налоги на соль. Налог на уголь в тех странах, где есть угольное отопление. Сейчас любые власти, как местные, так и региональные, могут вводить только те налоги, которые перечислены в Налоговом Кодексе РФ.

Всё, что касается налогов – как их собирать, кто собирает, кто платит, кто не платит, все эти отношения регулируются налоговым кодексом. (НК) Основным источником налогового права является НК. Сейчас у нас действует несколько законов, которые касаются налогов, но практика идет к тому, чтобы все это вводить в налоговый кодекс, законы отменять. То есть книжка со временем станет толще, но конкретнее.

Все, кто вступает в налоговые отношения, все кто платит, все кто собирает, все кому достаются потом эти деньги, они называются субъектами налогового права. Значит соответственно налоговое право, это то самое право, те самые правила, которые содержатся в налоговом кодексе и регулируют все, что связано с налогами. Что, как, кто, кому должен платить, как часто может приходить налоговый инспектор и что он при этом может сделать. И что не может.

Среди субъектов уже перечисленных налоговые органы. Вы знаете каких-нибудь налоговых органов? Какие-нибудь налоговые органы знаете?

Вариант ответа: Таможня.

Таможня, точно, молодец. А еще кто?

Вариант ответа: Налоговая полиция.

Всем этим заведует и заправляет министерство РФ по налогам и сборам. Это серьезная отрасль государственно-финансовой деятельности, поэтому ей управляет министерство. А уже министерству по налогам и сборам подчиняется налоговая полиция, налоговые инспекторы, налоговые службы и все такое.

Сейчас мы вам зададим еще одну задачу. Ситуация достаточно наглядная. Паспорта у вас всех есть или у кого-то еще нет?

Вариант ответа: Есть.

Задача: Предположим, вы приходите в отделение милиции, чтобы получить паспорт. Заходите туда, где его выдают, там стоит сотрудник милиции в форме такой, с автоматом, все дела, и требует у вас декларацию о доходах. Пока вы её не предъявите, он вас не пропустит. Паспорт не дадут, потому что о вас все нужно знать, в том числе и о ваших доходах. Вот как вы думаете, его можно отнести к налоговому органу?

Вариант ответа: Нет.

Правильно. А вот кто-нибудь кроме него может там стоять и не пускать вас - человек в форме налогового инспектора, предположим.

Вариант ответа: Нет.

Правильно.

Теперь задание посложнее. Это задание будет творческим. Мы вам предлагаем написать стих.

Стих будет не просто. Он называется синквейн (от фр. “пять”.) В стихе будет пять строчек. В первой строчке вам надо будет написать название темы одним словом. Тема – это все, что связано с налогами. Тема нашего сегодняшнего семинара. Налог, акциз, все, что приходит в голову. Это существительное. Во второй строчке вы должны описать тему двумя прилагательными. Любыми. В третьей строчке вы должны описать какое-то действие, которое касается этой темы тремя глаголами. Ну там, прыгать, бегать, летать, например. Значит, в четвертой строчке вы должны написать фразу из четырех слов, которая показывает ваше отношение к теме. Что вы по этому поводу думаете. Четыре любых слова. И в пятой строчке вам надо одним словом выразить общий смысл стихотворения.

Приведем пример, но специально не про налоги. Например:

Снег

белый, пушистый

кружится, летит и падает

на израненную сапогами землю

грустно.

Понятно? Даём вам 10 минут.

Последнее слово не обязательно существительное. Желательно, чтобы стихи были приличными, мы вас заставим их декламировать. Можете объединяться.

Примеры сочинённых стихотворений.

1.

Налоги,

большие, пребольшие

работаем, платим, считаем

Все, что заработали, отдаем

жалко.

2.

Деньги

зеленые, деревянные

теряем, тратим, отдаем.

Надо побольше денег достать

Мало.

Справочные (раздаточные) материалы к Теме 4, часть 1.

Бюджет государства – выраженная в денежных суммах роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов.

Налоги – это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленном порядке и размерах.

Налоговая система – совокупность установленных НК налогов, правил их установления, изменения, отмены, уплаты, методов налогового контроля, ответственности за нарушение налогового законодательства. Прямые налоги касаются доходов и имущества, а косвенные – увеличивают цену товара.

Налоговое право – совокупность норм, регулирующих все отношения, касающиеся налогов.

 

 

 

Часть вторая.

Чтоб закрепить пройденное, я буду называть понятия, а вы мне скажете, что из этого является налогом, а что не является (правильный вариант ответа в скобках).

Штраф (наказание);Пеня (наказание); Пошлина (налог);Арендная плата (вид оплаты).

О том, что платить налоги обязаны все, вы наверное слышали. Эта ваша обязанность закреплена в Конституции. Есть такая статья 57-ая, в ней прямо написано: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В конституции закреплено довольно мало обязанностей, одной из самых важных, является обязанность платить налоги и сборы. Более подробно эта обязанность рассматривается в НК и дробится на несколько более мелких обязанностей. Из чего состоит вообще и чем является обязанность платить налоги. В НК, в статье 23-ей записан перечень обязанностей налогоплательщиков.

Вот самые главные:

  • Во-первых, платить законно установленные налоги.
  • Во-вторых, вести учет своих доходов, это очень важно, например для подоходного налога.
  • В-третьих, предоставлять налоговому органу по месту учета налоговые декларации по всем налогам, по которым их нужно предоставлять.
  • Выполнять все требования налогового органа об устранении каких-либо нарушений, к примеру, если там не доплатили какой-нибудь налог.

А также многое другое, например, – предоставлять налоговому органу всю необходимую информацию. Соответственно, у налоговых органов, это ведь тоже субъект налогового права, есть соответствующие права и обязанности. У вас есть обязанность платить, у них есть право собирать, вы обязаны выполнять их требования, они имеют право требовать.

Если вы не выполняете, или выполняете плохо и не надлежащим образом обязанности, то вы несете ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. У налогоплательщиков есть еще и права. Это статья 21-я НК.

Что вы можете делать с налогами и с налоговыми органами ?

  • Вы можете требовать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих льготах. Льготы - это предоставление вам, как налогоплательщику всяких преимуществ, поблажек, скидок при уплате налогов. Значит, она может выражаться в том, что вам снизят налог, или вы его там будет платить в рассрочку, или наоборот вообще не будете платить налог. Например, чернобыльцы или участники ВОВ очень многих налогов не платят, а некоторые платят по заниженной ставке. У школы тоже есть свои налоговые льготы, она не платит земельный налог. Учреждения образования, культуры не платят налог на землю, на которой они находятся.
  • Кроме этого у вас есть право потребовать обратно излишне уплаченные налоги, то есть если выяснилось, что вы случайно ошиблись и переплатили государству, налоговый орган должен вам об этом сообщить.
  • Кроме того, вы можете присутствовать при проведении у вас налоговой проверки.
  • Кроме того, вы можете не выполнять требования налогового органа и всяких должностных лиц, если они не законные. Если вы четко уверены, что по кодексу налоговые органы такого делать не имеют права, вы не должны им подчиняться.
  • Вы можете жаловаться на любые действия налогового органа, даже на законные. В вышестоящее начальство, в суд.
  • Вы можете требовать от налогового органа соблюдения так называемой налоговой тайны. Она заключается в том, что налоговый орган не имеет права распространять информацию о ваших доходах и ваших налогах никому, использовать её только в своих служебных целях.

Дело в том, что список прав налогоплательщиков не заканчивается на этом, их существует очень много. Они в кодексе записаны не все. В нём сказано, что перечень открытый, то есть их гораздо больше, чем мы можем себе представить. В то же время как список обязанностей налогоплательщиков, закрытый, то есть больше, чем в кодексе, с вас потребовать не могут. Да, если с вас требуют того, чего нет в кодексе, то это явно нарушение ваших прав.

Налоговые органы естественно должны контролировать налогоплательщиков, у них для этого есть свои права, в том числе они: могут проводить проверки на предприятиях, требовать документы, изучать документы, даже относящиеся к финансовой стороне. Что касается налогоплательщиков, то у них тоже могут проверять все, что касается их имущества и доходов.

Детям необходимо раздать распечатки, в которых содержатся выдержки из УК и НК РФ, посвящённые налоговым правонарушениям и преступлениям. (См. справочные материалы к Теме 4, часть 2).

В том числе налоговые органы могут применять к налогоплательщикам санкции. То есть, если налогоплательщик не выполняет или ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, о которых мы тут рассказали, то он совершает налоговое правонарушение. Или налоговое преступление. Официальное определение налогового правонарушения в кодексе следующее. Это виновно-совершенное, противоправное, то есть, с нарушением законодательства о налогах и сборах, деяние (действие или бездействие), налогоплательщика или иных лиц, за которые кодексом налоговым предусмотрена ответственность. Какая общественная опасность у такого деяния? Ну, не заплатил, не предоставил налоговую декларацию, подумаешь… Считается, если все будут не предоставлять налоговые декларации, то государство не получит деньги и не сможет выполнить возложенные на него же функции. Например, вообще эти преступления достаточно распространены, в США в каждом году при сборе налоговых деклараций выясняется, что бюджету не доплатили где-нибудь до миллиарда долларов. Это 15% всех налоговых платежей, они потом добирают это, проводя проверки, применяя санкции. В Российской Федерации только по одним акцизам не доплатили 25 миллиардов рублей за последний год. То есть не наклеивали акцизные марки, не собирали эти деньги и не отдавали государству.

Итак, если вы уклоняетесь от уплаты налогов, скрываете свои доходы, к вам могут применить налоговую ответственность. Это такие финансовые санкции, которые на вас накладывают налоговые органы, проще говоря это штрафы. Значит, любой гражданин может быть привлечен к налоговой ответственности с 16 лет. Здесь есть одна тонкость. Дело в том, что если вы внимательно слушали первую часть, вы отметили, что обязанность платить налоги возникает с 14 лет. А вот если вы не платите ответственность наступает с 16. С 14 до 16 лет, если вы не платите налоги, но получаете доходы, кто будет за вас отвечать? Например, вы с 14 лет начали работать, получаете доходы, а налоги не платите. Вы, например картину нарисовали, огромный гонорар вам заплатили. Кто будет платить за вас подоходный налог? Существует два варианта. Либо будут платить за вас родители сразу же, либо если вы такие самостоятельные, живёте сами по себе и родителей у вас нет, когда вам будет 16 лет налоговая инспекция все вам посчитает за эти прошедшие два года, сложит и заставит заплатить. Потому что такие претензии налоговые органы могут предъявлять гражданам в течение трех лет, организациям в течение шести лет. Получается, что если вы в 14 лет не заплатили, то где-то до 17 лет налоговый орган всегда успеет вас поймать, потребует с вас уплаты этих налогов.

Итак, налогоплательщик пришел в налоговую инспекцию, принес туда декларацию о доходах, представил, заплатил. А в инспекции знают, что он работает не на одной, а сразу на четырех работах, и он не заплатил налоги. Она его может привлечь к ответственности?

Вариант ответа: Может.

Конечно, может. Но мы уже говорили, что есть не только налоговые правонарушения, но и налоговые преступления. Самое примитивное объяснение, чем отличается правонарушение от преступления – это то, что за преступление могут посадить в тюрьму. Все-все-все преступления описаны в уголовном кодексе. Ни в каком другом кодексе не может быть такого правонарушения, за которое могут посадить в тюрьму. В Уголовном кодексе упоминаются два налоговых преступления. В принципе они похожи на те правонарушения налоговые, которые упоминаются в налоговом кодексе. Разница в размере. Статья 198 - уклонение гражданина от уплаты налогов, которое производится путем либо не предоставления декларации, либо включением в нее заведомо искаженных данных, в крупном размере. Статья 199 посвящена такому же нарушению, если его совершает не гражданин, а организация. Каким образом организации и граждане уклоняются от выплаты налогов?

  • Заполняют декларацию ненадлежащим образом. Например, указывают не все места работы.
  • На работу принимают, так называемые, “мёртвые души”. На них выписываются платёжные ведомости, а деньги уходят другим работникам.
  • Гражданин работает без договора, и факт уплаты ему денег вообще нигде не отмечается.
  • Выплаты производит не касса предприятия, а страховая фирма. Для этого заключаются мнимые (т.е. ложные) договоры страхования.

А что происходит, если не налогоплательщик, а сами налоговые органы нарушают закон? Такие нарушения могут быть обжалованы в трёхмесячный срок, после того, как налогоплательщик узнал, что его права нарушены.

В конце занятия детям предложено разделиться на две группы. Каждая из групп получает задание. Первая – привести аргументы того, что налоги необходимо платить. Вторая – что налоги платить не надо.

Как ни странно, хотя первое задание кажется более простым, вторая группа, как правило, справляется со своим заданием лучше. Опыт проведения задания показывает, что дети лучше работают в группе, если среди них есть посторонний человек, который предлагает им наводящие мысли.

Справочные материалы к Теме 4, часть 2.

Уголовный Кодекс (раздел VIII “преступления в сфере экономики”, глава 22 “преступления в сфере экономической деятельности”).

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды

1. Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 199 настоящего Кодекса, -

наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечания. 1. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 194 или 199 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации

1. Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере, -

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 198 настоящего Кодекса;

в) неоднократно;

г) в особо крупном размере, -

наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Налоговый Кодекс (раздел VI “налоговые правонарушения и ответственность за их совершение”, глава 16 “виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение”).

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации

влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы

влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

2. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации,

влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы налога.

3. Деяния, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Статья 124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с настоящим Кодексом, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах,

влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, если они совершены физическим лицом,

влекут взыскание штрафа в размере 500 рублей.

 

Статья 128. Ответственность свидетеля

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влекут взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

влекут взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

 

 



Hosted by uCoz